1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Бабьи каши

Тема в разделе "Поздравления", создана пользователем Nikolay 13, 7 янв 2009.

  1. Nikolay 13

    Nikolay 13 Старожил

    8 января - Бабьи каши - В этот день принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.

    Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.

    Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах.

    А еще, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!» И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

    Наблюдали и за приметами. Если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится - к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.
     
  2. loverangler

    loverangler Завсегдатай

    Ответ: Бабьи каши

    Добавлю.
    8 января
    БАБКА СОЛОМОНИДА

    На второй день после Рождества Христова в церквах торжественно служат «Собор Пресвятой Богородицы». В святцах этого дня упомянуты также святые Ефимий, Константин, Еварест... Но имени Соломониды нет. Однако в прежние времена в русских селах и деревнях, славя в этот день Божью Матерь, женщины поминали в молитвах бабушку Соломониду. Церковь эту бабку не признавала, а народ чтил.

    Одна из героинь романа «На горах» П. И. Мельникова (Андрея Печерского) Дарья Сергеевна, оберегая племянницу Дуню от «дурного глаза» заговором, поминала: «Соломонида бабушка Христоправушка, Христа мыла-правила, нам окатышки оставила». «Окатышки» – вода, которой окачивали новорожденного младенца.

    Что же это за «бабка Соломонида»? За какие заслуги русские крестьянки возносили ее вопреки церковному канону? В канонических Евангелиях о ней тоже нет ни слова. А в апокрифическом, не признанном церковью «Протоевангелии Иакова», или «Истории Иакова о рождении Марии», приводится рассказ Иосифа о том, как в пути, когда он с сыновьями от первого брака и юной беременной Марией бежал из Вифлеема, чтобы укрыться от объявленной государственной переписи населения, у нее случились предродовые схватки. Иосиф, оставив Марию с сыновьями в первой попавшейся пастушьей пещере, «пошел искать повивальную бабку»... «И увидел я женщину, спускающуюся с горы, которая сказала мне: человек, куда ты идешь? Я отвечал: ищу повивальную бабку». Далее в Протоевангелии говорится: «И бабка повивальная пошла вместе с ним. И встали они у пещеры, и облако сияющее появилось в пещере. И сказала бабка: душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю». Так безымянная бабка приняла на свои руки родившегося у Марии младенца Иисуса. По имени она названа лишь в «Синаксаре», сборнике древнееврейских преданий и поучений.

    В день Соломониды роженицы и бабки-повитухи, во время богослужения в церкви, собирались перед иконой Божьей Матери, которая называется «Блаженное чрево». Отслужив молебен перед этой иконой, роженицы приглашали повивальных бабок «на кашу», которую специально заваривали с утра для угощения. В иных местах крестьянки в день Соломониды ходили к только что разрешившимся роженицам с пирогами и другими гостинцами.

    В любой деревне повивальная бабка пользовалась большим уважением. Повивальной она называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного повивальником, чтобы не барахтался и не царапался и спал спокойно, и учила этому молодую мать. С этим превосходно справлялась повивальная бабка, ловко орудуя широким, в четверть поясом, с нашитыми на нем крестами. Буквально на глазах только что неистово шевелившаяся малютка превращалась в аккуратно и крепко «свитый кокон, сладко посасывающий «жеванку» – тряпицу с завязанным в нее кусочком ржаного хлеба. Бабки были мастерицами по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит – всему делу пособит». А мастерство каждой отмечали: «У всякой бабки свои ухватки».

    О почитании бабок-повитух свидетельствовал и другой обычай – «рукомытие». На девятый день после родов бабка посещала принятого ею новорожденного, и они с матерью, перепеленав младенца, совершали совместное «размывание рук» – мыли руки в одной лохани или тазу, вытирали их одним, непременно новым полотенцем, которое бабка тут же получала в подарок
     

Загрузка...