1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Церковь хочет госфинансирования

Тема в разделе "Религия", создана пользователем caboomcha, 1 июл 2009.

  1. caboomcha

    caboomcha Старожил

    В Московском патриархате заявляют, что его зарубежные приходы испытывают нехватку средств в осуществлении культурной и социальной работы, и просят власти страны оказать поддержку.

    "Слава Богу, что государство сегодня выделяет какие-то средства на поддержку соотечественников (за рубежом - "ИФ"). Однако, несмотря на то, что приходы ведут наиболее широкую реальную работу в этой области, для них оказывается труднее всего получить поддержку на конкретную деятельность", - заявил замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Георгий Рябых в интервью "Интерфакс-Религия".

    По его словам, причина здесь одна — "дискриминационно толкуемый принцип светскости государства". Священник отметил, что религиозные организации, каковыми являются приходы и епархии, "не могут получать государственные деньги".

    "При этом речь идет не о расходах на богослужебную деятельность, хотя я не видел бы и в этом ничего плохого. Ведь это духовные нужды наших соотечественников. Мы же говорим, прежде всего, о культурной, образовательной и социальной деятельности приходов, которая приносит пользу многим людям", — заявил отец Георгий.

    В результате, продолжил он, получается, что "поддержки лишается не церковная иерархия, а простые прихожане только потому, что они решили строить свою общественно значимую деятельность вокруг прихода".

    "Поэтому необходимо продумать механизм, который бы позволил финансировать общественную и культурную деятельность приходов. Иначе возникает вопрос: почему государство выделяет средства порой незначительным организациям, предлагающим некие проекты в области русского языка и культуры, только потому, что они светские, а церковные организации, которые занимаются такой же деятельностью, не могут получать подобного финансирования", — сказал собеседник агентства.

    По его мнению, это "явная дискриминация".


    29 ИЮНЯ 2009, 01:10 Алексей Муравьев, специалист по истории христианства:


    Вообще говоря, довольно странные претензии в стране, где церковь по закону отделена от государства. "Дискриминационно толкуемым" принцип светскости становится тогда, когда РПЦ МП хочется получить внеочередной транш или вливание на фактическое расширение своей структуры. Попробовала бы, скажем, Старообрядческая церковь выступить с предложением профинансировать ее приходскую «культуру» в Украине, Румынии, Испании или Италии. Реакция, думаю, была бы молниеносной — « у нас светское государство». Но РПЦ — слишком большая структура, требующая все новых вливаний средств налогоплательщиков. Деньги ей нужны на "культурную, образовательную и социальную деятельность зарубежных приходов", но непонятно, кто будет разделять, где миссия, а где "культурная деятельность". Средствà все равно попадут в поповские руки. В результате дело выливается в «проведение отчетных концертов приходского хора» для оправдания «освоенного и распиленного».

    Только согласны ли налогоплательщики покупать клерикального «кота в мешке» — непонятно. Где список этих «культурных» программ? Где результаты? Где проверка, аудит, где учет? Конечно, проще бросить лозунг: «Дайте нам побольше денег, а уж мы найдем, куда их употребить». Особенно в РФ, где налоговое законодательство устроено таким образом, что налоги платятся почти всеми, а распределяет средства ограниченная группа товарищей. И вот для этих товарищей и стараются миссионеры господствующего исповедания.

    Капля камень, как известно, точит не силой своей, но частотой падения, так что, рано или поздно, деньги, думаю, «продавят». Не на «культурные программы», так на «воссоединение соотечественников под церковным покровом». Только в стране, где интеллектуальная элита в большой своей части давно стала этими самыми «соотечественниками за рубежом» и слышать про культурные программы РПЦ МП не очень-то жаждет, ей-Богу, было бы рациональнее выделить деньги на провинциальные больницы или детские приюты, где положение столь плачевно, что людям не до «культурных программ».

    29 ИЮНЯ 2009, 01:04 Протоиерей Максим Хижий:


    Идея привлечь российские власти к финансированию социально значимых проектов на приходах РПЦ за рубежом, на мой взгляд, никак не может повредить принципу светскости государства. На сегодняшний день русские православные приходы выполняют не только религиозное служение, но и остаются «культурными» центрами для наших соотечественников, помогая сохранять язык и традиции вдали от родины. Это — объективная предпосылка для совместной деятельности государства и церкви. Тем более что в некоторых странах, кроме посольства и прихода, нет ничего, что связывает эмигрантов с отечеством.

    Конечно, если дело дойдет до выделения целевых денег, то, в наших условиях, это вечная проблема отчета за их использование. Сколько у нас было публичных скандалов в сфере образования и культуры, когда наивные руководители школ и театров пытались сделать как лучше…

    К сожалению, мы живем в мире, в котором от церкви хотят получать «реальную пользу»: социальное служение, образование и политический имидж. В этих условиях очень непросто сохранить независимость от «благотворителей и благоукрасителей». Русское зарубежье неоднородно в своих оценках наших реалий: кто-то отрекся от страны, кто-то не доверяет российской власти, кто-то ей симпатизирует. Для успешной духовной миссии, окормлении всех церковь должна оставаться вне политики, чтобы избежать обвинений в ангажированности. До революции российская власть это хорошо понимала. Известно, что апостол Японии — святитель Николай (Касаткин) — удостоился награды и от Николая II, и от японского императора за свое церковное служение в годы русско-японской войны. Одно обвинение архиепископа в «работе» на Россию привело бы к насильственной ликвидации православия в Японии.

    Способно ли светское государство, финансируя культурные и социальные проекты, отказаться от соблазна получить политические диведенты? Этот вопрос кажется сейчас наиболее важным.
    29 ИЮНЯ 2009, 01:00 Александр Верховский, СОВА:

    Принцип светскости государства предполагает, что государство никак не вмешивается в собственно религиозную жизнь, а значит, в частности, не финансирует ее. Если же религиозная организация готова заняться чем-то еще, например, благотворительностью или организацией культурных программ, то тогда финансирование вполне возможно.
    Очень правильно, если государство уступает такого рода деятельность негосударственным структурам. Государственное финансирование при этом может осуществляться на обычной конкурсной основе; хорошо бы — с прозрачными правилами и адекватными экспертными советами каждого конкурса, как это давно делают частные доноры. И в таких конкурсах вполне могут участвовать и любые религиозные организации.
    http://www.ej.ru/?a=news&id=9115
     

Загрузка...