1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Язык и методы "антисектантской" пропаганды в современной России почти неотличимы...

Тема в разделе "Религия", создана пользователем caboomcha, 4 сен 2008.

  1. caboomcha

    caboomcha Старожил

    от советских, атеистических.
    Тон "антисектантской" кампании-2007 задал сразу по окончании Рождественских праздников прокурор Москвы Юрий Семин. 12 января, в день своего профессионального праздника, он заявил, что в России действует около 50 крупных "сект" и еще больше - мелких. "Секты", утверждал прокурор, "представляют общественную опасность, так как их отличают религиозный экстремизм и действия деструктивного характера". Вскоре в Липецке произошел всплеск "антибогородичных" настроений, в Екатеринбурге - "антисаентологических", в Тюмени - "антиадвентистских", и много где еще "анти"-каких. "Волнения по местам" сопровождала централизованная пропаганда центральных СМИ, прежде всего - телевидения, периодически выпускавшего в эфир "антисектантские" страшилки. Кульминацией стал воскресный вечер 18 марта, самый "прайм-тайм", когда агрессивному "разоблачению сект" посвятила свою популярную программу "Чистосердечное признание" телекомпания НТВ, а по РЕН-ТВ показали "мистический сериал "Сверхъестественное". Случайно ли, нет ли, но этот телевыстрел оказался синхронизирован с "антисектантскими" слушаниями, которые прошли в пятницу, 16 марта, в Мосгордуме - как выяснилось, далеко не в первый раз.

    На какие же конкретно угрозы столь консолидировано реагируют власть, часть "православной общественности" и "лояльные" СМИ? Связаны ли эти угрозы и порожденные ими страхи только с деятельностью конкретных "сект"?

    Ясное дело, что в деятельности ряда религиозных движений, особенно "новых", присутствуют непонятные массовому российскому обывателю и культурно чуждые черты. Ясно также, что на религиозном поле процветает разного рода шарлатанство, методики "выбивания денег", даже социально опасные психические патологии. Опыт людей, на которых основывают свои заключения "антикультисты-сектоборцы" - людей, окунувшихся по своему полному религиозному невежеству в мир сомнительных "духовных практик", - часто бывает негативным. Но решит ли эту проблему лобовая "борьба с сектами", к которой, похоже, склоняется нынешняя власть - по крайней мере, та ее часть, которая определяет тактику и стратегию государственно-конфессиональных отношений?

    Разберемся сначала с терминами. Как известно, слова "секта", термина "деструктивный культ" и подобных ему новоязов, большинство из которых восходит к творчеству гуру российского "сектоведения" Александра Дворкина, в российском законодательстве нет. Поскольку РФ светское государство, не отдающее официально предпочтения тому или иному вероисповеданию и мировоззренчески нейтральное, то российские законы оперируют такими нейтральными же понятиями как "религиозная организация", "религиозная группа", "верующие", "культовые здания", "религия". Слово "секта" является внутриконфессиональным, в случае с Россией - преимущественно православным, термином, определяющим наиболее гомогенные и локализованные из отколовшихся от Церкви сообществ. Идентифицировать "секту" можно только "с точки зрения" Церкви. Есть различные богословские определения слова "секта", но все они бытуют в собственно церковной среде. В светском же законодательстве их быть не может до тех пор, пока государство не встанет на церковную точку зрения, не клерикализуется, не перестанет быть светским и "равноудаленным" от всех мировоззрений и верований. Усердное протаскивание слова "секта" в российское законодательство, которое мы наблюдаем последние несколько лет и которое пока не увенчалось успехом, выражает стремление к постепенному превращению РФ в конфессиональное государство, где часть государственных функций (особенно в сфере борьбы с инакомыслием) отойдет к официальной Церкви.

    Но с телеэкрана вовсю несется - "секта", "культ", "ложная религия"... Однако, набравшись негативного опыта в судебных спорах с религиозными организациями, авторы телестрашилок решили перейти на своего рода "политкорректный" язык - перестали называть конкретные имена организаций, за исключением, разве что, совсем уж осужденных и запрещенных, типа "АУМ Синрике". Иногда на экране можно рассмотреть символы конфессий (например, дианетический треугольник или крест "богородичников"), иногда описываются идентифицирующие признаки - например, отказ "Свидетелей Иеговы" от переливания крови. Но в целом у зрителя-неспециалиста складывается ощущение, что одинаково вредны все "секты" - как сатанисты, так и баптисты. А, может, и католики с лютеранами - тоже "секта"?

    Парадоксально, но с формально-юридической политкорректностью в последних "антисектантских" телестрашилках соседствует восставший из советского небытия атеистический "язык вражды". Пороки "деструктивных" религиозных организаций современная официальная пропаганда бичует практически теми же словами, с теми же штампами и аргументацией, какую еще совсем недавно использовали воинствующие безбожники и лекторы "научного атеизма". "Ваш ребенок стал хорошо учиться, у него появились новые друзья, он стал говорить о Боге и цитировать Писания? - вопрошает хрипловато-зловещий заэкранный бас. - Это первые признаки, что его завербовала секта!" Но, позвольте! А как же православные воскресные школы, всеобуч "Основам православной культуры", детские церковные лагеря, просто служба в храме и проповедь батюшки? Ребенок, поприсутствовавший на одном из этих мероприятий, не способен "внезапно" заговорить о Боге? Проповедь дозволенного в РФ православия должна быть такой, чтобы ее слушатели "слишком уж не увлекались" религией, не принимали веру в Бога чересчур близко к сердцу, а чтоб они просто были законопослушными и смирными? Так, вероятно, надо понимать внушения телепропаганды, будто разговоры о Боге - признак "сектантства", а "увлекаться религией" опасно для психического и физического здоровья.

    Да, злоупотребления на почве религии, шарлатанство и обман с Библией или другой священной книгой в руках - очень распространенное явление в современной России. Это естественно в условиях почти всеобщего цинизма и жадной погони за оказавшимся твердой валютой рублем. Но разве в православной среде, в том числе на высоком иерархическом уровне официальной Церкви, таких злоупотреблений меньше, чем в мало кому известной "секте" из пресловутого Урюпинска? Не секрет, что многие иерархи занимаются довольно крупным бизнесом, с РПЦ МП аффелированы сотни коммерческих структур. Все новые и новые инициативы Чистого переулка о прекращении налогообложения церковных предприятий, о "реституции", об "инвестиционных программах" по извлечению прибыли из церковной собственности - все это не коммерческая ли эксплуатация религии, причем в значительно больших масштабах, нежели то, на что могут рассчитывать в России саентологи или муниты? Да и классических форм "тоталитарного сектантства" в официальной церковной ограде хватает. Это и так называемое "младостарчество", не раз обличавшееся Патриархом, и разного рода парацерковные общины "царебожников", "ревнителей антиглобализма", "борцов с жидовством", "Земщины", "Опричнины" и прочая, и прочая. Уже и "профессор" Дворкин обратил свое внимание на "тоталитарное сектантство", разъедающее Московскую патриархию изнутри, и повел борьбу с одной или двумя общинами, представляющими этот вид "сектантства".

    Бессмысленно говорить об административном запрете целых религиозных организаций по обвинению в "деструктивной сектантской деятельности". Во-первых, как показывает опыт, подобные запреты только повышают популярность гонимой веры, загоняя тысячи ее последователей в подполье, где начинает тлеть взрывчатый материал для неожиданного социального взрыва. Во-вторых, положа руку на сердце, невозможно обвинить целую организацию, будь это даже самая что ни на есть "АУМ Синрике", в "деструктивной деятельности". Ответственность за такую деятельность могут нести только индивиды, действующие самостоятельно или в группе по предварительному сговору, но никак не религиозные организации. Даже у "АУМ Синрике" было и есть немало искренних адептов, непричастных ни к каким газовым атакам и убежденных, что и их "учитель" в этих атаках не виноват. Заставить их отвечать за действия "учителя" - значит, привлечь к ответственности за деяния, которых они не совершали.

    В общем, бороться с шарлатанством, обманом, "деструктивными действиями", совершаемыми представителями религиозных организаций, безусловно, надо, и довольно жестко. Но при этом нельзя бороться с самими религиозными организациями - это несправедливо и бессмысленно. Увы, нынешняя российская власть настолько идеологически зашорена, а правовые механизмы работают в России настолько слабо и несамостоятельно, что проблемы правонарушений в сфере деятельности религиозных организаций неизбежно будут вытесняться из сферы гражданско-уголовной в сферу политико-идеологическую. А это значит, что виновные опять уйдут от наказания, а невиновных "стрелочников" - рядовых верующих - будут наказывать только за то, что они верят "не так".

    Александр Солдатов

    Источник: "Портал-Credo.Ru"
     

Загрузка...