1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

О русских традициях или Дед Мороз, НГ и.т.д.

Тема в разделе "Болталка", создана пользователем caboomcha, 28 дек 2008.

  1. caboomcha

    caboomcha Старожил

    Мой френд my_best_pic написал :

    По большому счету, у русского человека было два праздника в году - Пасха и Масленница. Русский крестьянин не любил и не понимал абстрактных праздников, навязываемых сверху (никому ничего это не напоминает?) и даже, почти через тысячу лет после обращения в христианство, упорно не желал празднично отмечать религиозные христианские праздники, не говоря уже о чуждом празднике Нового года.

    Одновременно, все старания русской православной церкви так и не смогли заставить русского крестьянина отказаться от празднования языческой Масленницы, и в конце концов, на нее махнули рукой.
    Пасха прижилась на Руси лишь потому, что у этого, вроде бы христианского праздника, был четкий практический смысл - ее совместили с древним Днем поминовения усопших. Была и еще одна причина для русского мужика любить Пасху.
    Именно на Пасху, сразу после Великого поста, резали свинью, которую откармливали до того целый год. Разговенье было единственным коротким периодом в году, когда простой русский человек мог поесть мяса вдоволь, так что, всяких новогодних жареных поросят, которыми якобы славилась Русь, оставим на совести лакировщиков от этнографии и истории.
    Русского человека можно понять, в его неприятии нововведенных праздников - охотно гуляет и веселится свободный гражданин, обладающий каким-то материальным достатком,
    а нищему забитому полуголодному крепостному крестьянину, вовсе не до веселья.
    Нет, конечно, на Рождество, и в другие религиозные праздники, крестьяне исправно шли в церковь, но, во-первых, обычно это совершалось по настоянию помещиков, ведь попы проповедовали смирение перед властью. А во-вторых, христианский бог попросту занял место грозного Перуна, и вся вера русского человека выражалась в страхе перед божьим наказанием.
    То есть, лучше было, на всякий случай задобрить ужасное божество, швырявшее молниями по всякому пустяковому поводу.
    Но, по большому счету, русское крестьянство поголовно было если не язычниками то атеистами, что подтверждается широким распространением богохульных пословиц и поговорок в народе.
    Вы можете сказать - а как же знаменитые Святки, которые так красочно описывали Жуковский и Пушкин? Боюсь, судить о традициях русского народа по произведениям даже таких выдающихся мастеров поэзии - все равно, что судить о жизни в современной Калифорнии по фильмам с участием Шварценеггера.


    Но вернемся к празднованию Нового года. Это праздник был введен в 1699 году указом Петра I, и приживался с трудом. Даже через триста лет после введения, праздновали его лишь богатые городские слои населения.

    После Октябрьской революции, большевики, придя к власти, одним из первых декретов сменили календарь, внеся путаницу в умы народа, что еще больше охладило интерес населения к празднованию различных праздников. С утверждением политики воинственного атеизма, все религиозные праздники оказались под запретом, а заодно в этот список попал и несчастный Новый год. Кружить хороводы вокруг елочки стало опасно, можно было загреметь на Соловки.
    Одновременно, предпринимались попытки ввести новые советские праздники, по всяким, порой анекдотичным поводам.
    Но инерция русского мужика переборола все усилия сталинских пропагандистов, и в 1935 году, с подачи крупного партийного деятеля Павла Постышева, Сталин милостиво разрешил вернуть празднование Нового года, и как основной атрибут такого празднования - праздничную елочку. Единственное условие - звезда, обязательно горящая на верхушке елки, должна была ассоциироваться с кремлевскими звездами, то есть быть красного цвета, и никак иначе!

    Дед Мороз, приносящий подарки - это чистая калька с англосаксонского Санта Клауса, еще сто лет назад такого персонажа в русском фольклоре не существовало. Встречающийся же в некоторых русских сказках "Батюшка Мороз", никаких подарков не приносил, а был существом часто злобным и опасным. Поэтому попытки некоторых интернет-деятелей создать вдвойне фантастический персонаж - "чисто русского, традиционного Деда Мороза", в голубом кафтане и белой папахе, выглядят смешно и грустно, одновременно.
     
  2. Barroh

    Barroh Завсегдатай

    Кабум, ты где эту хрень откопал? верни на место и не оскверняй сей форум такой гадостью
     
  3. caboomcha

    caboomcha Старожил

    Правда глаза колет? :)
     
  4. FUNDUK_80

    FUNDUK_80 Старожил

    бу-га-га!!!
    "...праздник был введен в 1699 году указом Петра I, и приживался с трудом. Даже через триста лет после введения, праздновали его лишь богатые городские слои населения..."

    1699+300= 1999...
    гы, действительно, в 1999 г. Новый год праздновали только богаты слои населения. Остальыне просто пили... :)
     
  5. caboomcha

    caboomcha Старожил

    1998 - кризис был
     
  6. FUNDUK_80

    FUNDUK_80 Старожил

    так ведь 300 лет!!!
     
  7. caboomcha

    caboomcha Старожил

    Отписал я ему на эту ошибку :)
     
  8. Barroh

    Barroh Завсегдатай

    Ответ: RE: О русских традициях или Дед Мороз, НГ и.т.д.

    да нет. просто читать высказывания человека, считающего себя истиной в последней инстанции, противно. Все дерьмо, один он знает правду. Жаль, что он не позади наличие ели на празднике к фрейдизму.(можно было бы проехаться на тот счет, что россияне, якобы поклоняются фаллосу в виде елки.) А то, только на коммунистов наехал. Статья низкого пошиба
     
  9. Vita

    Vita Старожил

    просто тему нужно было в юмор :cool:
    напоминает Новодворскую только выссказывания про НГ :rolleyes:
     
  10. caboomcha

    caboomcha Старожил

    Ахъ, ну извините если задел ранимые души некоторых присутствующих!
     
  11. Barroh

    Barroh Завсегдатай

    Кабум причем тут "ранимые душу"? статья низкого пошиба по содержанию. углемо в кучу все и славяне, и русские крепостные, Перун (больше похожий на Зевса. или какого-то мелкого божка). из статьи так и не стало ясно почему русские празднуют пасху и масленицу. Меня порадовал тот факт, что бедные русские ели только свинину(и то раз в год), а остальную живность вообще не ели. вообще из статьи русского мужика получился, как человека тупого и голодного
     
  12. Barroh

    Barroh Завсегдатай

    еще. я оценки эту тему на минус. аргументы выше.
    А новый год праздновали, только в другое время и в основе празднования лежали свои традиции.
     
  13. Yarr

    Yarr Старожил

    Дед Мороз всем принесет подарков послезавтра, а тебе, Кабум - большой хрен.
     
  14. caboomcha

    caboomcha Старожил

    Дед Мороз мертв.
     
  15. caboomcha

    caboomcha Старожил

    Твори добро
    За что Демьян Бедный Деда Мороза обидел


    Сказку и явь, то есть нашу настоящую, реальную жизнь, надо все-таки разделять некой границей. Хотя, впрочем, порой ничто не бывает реальнее, чем самая фантастическая сказка. Новогодняя ночь — то время, когда волшебство вдруг начинает казаться реальностью: то ли потому, что мы так ждем и хотим каких-то перемен (и обязательно к лучшему!), верим в осуществление своих надежд и строим планы, то ли потому еще, что эта ночь пусть ненамного, но возвращает нас в детство. А детство — это душевная чистота, наивное и трогательное восприятие мира. Безусловная вера в чудо, в доброго Деда Мороза с длинной бородой, будто припорошенной снегом, с посохом в руке и мешком за плечами. А в мешке — подарки!



    Родословная
    Вообще-то, таким добрым Дедушка Мороз стал не так давно: лет 150 назад или около того. Его родословная уходит в языческую древность: прямыми предками и родственниками Деда Мороза можно назвать восточнославянских духов Трескуна, Зимника, Студенца, Морозко. Мешок древнему Деду Морозу был нужен для того, чтобы принимать подарки, а не раздавать их щедрой рукой. А еще он складывал туда непослушных детей. И палка ему была нужна, чтобы их наказывать. Это уж потом она превратилась в толстый посох, который стали украшать звездой или снежинкой. Древний Морозко, повелитель холодов, представлялся в образе маленького старичка с длинной бородой. Он сковывал льдом реки. Его дыхание производило сильный холод. Треснувшее бревно в избе — его рук дело. Или, точнее, его палки.
    И была у дедушки Морозко жена. Вы прекрасно знаете, как ее звали. Ну да, конечно, Зима!
    У Зимы было такое же холодное дыхание, такое ледяное, что все прочие духи прятались. Слуги ее — метели, вьюги, поземки — заносили дороги и леса, покрывая их белыми шапками и снежной пеленой. Словом, как и сейчас. Но власть Зимы была недолгой. В марте она превращалась каждый раз в сварливую капризную старуху и уходила. Сложился обычай устраивать ей проводы, сжигать чучело Зимы, но это уже другая тема.
    Образ старика, деда у славян — это образ далекого предка, умершего и способного иногда возвращаться к своим, как правило, зимой, в сочельник. Кроме того, стариком с бородой родители пугали детей, чтобы те не подходили к колодцу и не засматривались в него. Чего доброго свалится кто-нибудь!
    Но шли века. Много зим миновало.
    Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года день Новолетия (Нового года) стали отмечать в России 1 января. В указе этом упоминалась и новогодняя елка. Ей в наступающем году исполняется 310 лет. И Дедушка Мороз стал мягче. В одной из сказок Владимира Одоевского он уже добрый, такой седой старик, которому стоит только тряхнуть головой, тут же иней сыплется. Живет он в ледяном доме, спит на перине из снега.
    Но при всем этом он еще способен вершить зло. Все знают хрестоматийные некрасовские строки из поэмы «Мороз, Красный нос» (1863-1864 годы):

    Не ветер бушует над бором,
    Не с гор побежали ручьи,
    Мороз-воевода дозором
    Обходит владенья свои.

    Глядит, хорошо ли метели
    Лесные тропы занесли,
    И нет ли где трещины, щели,
    И нет ли где голой земли?

    Пушисты ли сосен вершины,
    Красив ли узор на дубах?
    И крепко ли скованы льдины
    В великих и малых водах?

    Идет — по деревьям шагает,
    Трещит по замерзлой воде,
    И яркое солнце играет
    В косматой его бороде.

    Этот образ именно детский. Сказочный. Фольклорный. Дотошные литературоведы потом выяснили, что Некрасов опирался не на сказку о Морозке, а в первую очередь на народные поверья, загадки, пословицы, когда создавал своего Мороза, — на все то, что более распространено и известно в крестьянской среде. И получилось в точку. Морозом потом особенно восхищался Анатолий Луначарский: «Какая удаль, какая ширь, какой демонизм!»
    Ну да, именно — «демонизм». Мороз, Красный нос, этот хозяин леса, волшебник, у которого солнце в бороде играет, в конце поэмы убивает крестьянку-вдову Дарью.

    Ни звука! И видишь ты синий
    Свод неба, да солнце, да лес,
    В серебряно-матовый иней
    Наряженный, полный чудес,

    Влекущий неведомой тайной,
    Глубоко-бесстрастный... Но вот
    Послышался шорох случайной — Вершинами белка идет.

    Ком снегу она уронила
    На Дарью, прыгнув по сосне.
    А Дарья стояла и стыла
    В своем заколдованном сне...

    Но вот еще несколько зим минуло, и Дедушка Мороз стал привычным участником всех тех ритуалов, что связаны со встречей Нового года, желанным гостем на елке. Добро оказалось сильнее. Поскольку он гость на празднике, ему и особый почет. Он близок всем. Он предок, поэтому до сих пор — тот же «дед», что века назад, «дедушка». Он приходит в дом в виде маскарадной маски, куклы, стоящей под елкой. У детей ведь в самом раннем возрасте два вопроса: первый — откуда взялся я, второй — откуда взялась елка? Объяснить просто — Дедушка Мороз принес. И вообще он может явиться на праздник собственной персоной, с настоящими подарками, надо только хорошо позвать!


    Казнить нельзя помиловать
    После Октябрьской революции на какое-то время Дедушку Мороза подвергли репрессиям. Поэт Демьян Бедный, «мужик вредный», даже вот такие строки написал в газете «Правда» от 30 декабря 1928 года:

    Под «Рождество Христово»
    в обед
    Старорежимный елочный дед
    С длинной-предлинной
    такой бородой
    Вылитый сказочный
    «Дед-Мороз»
    С елкой под мышкой
    саночки вез,
    Санки с ребенком
    годочков пяти.
    Советского тут ничего
    не найти!

    Не найти потому, что «елочный дед» запрещает ребенку... петь «Интернационал»: что, мол, разорался! Люди смотрят! Но ребенок не слушался, не сдавался и продолжал:
    — Ай, ты, дедуска, — злой!
    Никто-о-о-о не даст нам
    избавленья:
    Ни бо-о-о-г, ни цаль
    и ни гело-ой!

    Стихотворение называлось «Рождественская картина. Бытовая». Наверное, если б ребенок пел «В лесу родилась елочка», Демьян Бедный не «наехал» бы на Деда Мороза.
    Изучая историю Нового года в Интернете, встретил упоминание, что в 1935 году в той же «Правде» появилась статья видного партийного деятеля Украины Павла Постышева, который предложил вернуться к празднованию Нового года с детской елкой. За декабрь 1935 года нашел только одну статью Постышева — «Под ярмом польских помещиков и капиталистов». Про елку там ни слова. Очевидно, тут путаница, и говорить надо о небольшой анонимной статейке в «Правде» от 30 декабря 1935 года, озаглавленной незамысловато: «Школьные каникулы». Здесь упомянуто, что в Харькове, когда директор местного Дворца пионеров и октябрят проводил совещание, обсуждая празднование Нового года, то получил телеграмму Павла Постышева: «Организуйте детям во Дворце пионеров хорошую новогоднюю елку». После телеграммы организовали сразу несколько елок, больших и маленьких, украсив их конфетами, орехами, мандаринами, плитками шоколада, игрушечными автомобилями и куклами. И, конечно, эту телеграмму Постышева нельзя считать прямой директивой: разрешить елки! Их и не запрещали. Елки, по крайней мере в первой половине 1930-х, продавали повсюду по стране: люди не забыли и не отказались от этой зеленой лесной красавицы. Вон и Демьян Бедный про елку в стихах упоминает. В Москве устраивали елки на катках. В Киеве, как сообщала та же заметка из «Правды», живые елки «в большом количестве покупают клубы, школы, учреждения, родители... Во всех школах, пионерских форпостах, клубах, кинотеатрах Киева устанавливается около тысячи елок... В Колонном зале Киевского дворца пионеров соберется на елку 1500 детей». В Москве, в Останкино, как сказано в «Школьных каникулах», устроили под наступающий 1936 год и вовсе необычную (по крайней мере, так кажется сегодня) новогоднюю забаву: не костюмированный бал, а военную игру на тысячу детей, которым раздали для этого противогазы и игрушечные ружья. Во время игры в воздухе взрывался праздничный фейерверк.
    О Деде Морозе в «Правде» не упоминается, но этот «старорежимный дед» все-таки приходил к школьной елке, правда, порой с «Курсом истории ВКП(б)» в руках, как было это в московской школе №15 Октябрьского района. Словом, елка, праздник, Дед Мороз стали средством воспитания новых, советских убеждений и взглядов. И если дедушку с длинной белой бородой помиловали и реабилитировали и донос Демьяна Бедного ему не повредил, то вот Павла Постышева в 1939 году расстреляли и, конечно, не из-за новогодней елки.
    В 1937 году была выпущена серия елочных шаров с портретами партийных и государственных деятелей — страна должна знать своих героев! А в годы войны Дед Мороз изображался с автоматом в руках на почтовых открытках и... опять-таки в виде елочной игрушки. Но справедливости ради нужно заметить, что доставалось от Дедушки Мороза всем, и нашим бойцам, и фашистам: он особенно не различал, кого нужно морозить, кого пожалеть.
    В военные годы елку не отменяли. «Любимым развлечением детей являются новогодние елки, — писала в анонимной заметке «Правда» от 29 декабря 1943 года. — Их надо проводить повсеместно. На елках организовывать показ лучшей детской художественной самодеятельности, устраивать встречи с участниками Отечественной войны, Героями Советского Союза, писателями, работниками искусств, мастерами спорта».

    Наши дни
    В наши дни Дед Мороз уже не приносит на новогодний праздник книги по истории партии, и вообще идеологический компонент на елочных торжествах совершенно исчез.
    Недавно исполнилось десять лет проекту «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Теперь у дедушки есть официальная резиденция и герб: в центре, на зеленых еловых ветвях, красочная снежинка, по бокам два медведя в красных тулупах с бердышами, вверху — белка, держащая мешочек с подарком, и надпись внизу: «Твори добро». Это главное, чему он учит. В пятьдесят с лишним раз вырос туристический поток в Великий Устюг. Дед Мороз стал участником самых разных мероприятий — открывал Год России в Китае, принимал десятки делегаций. «Дед Мороз — это наш национальный бренд, — сказал в Мурманске 11 января этого года Дмитрий Медеведев. — Мне кажется, неплохо, что мы стали продвигать этот символ... Это добрая, хорошая тема, объединяющая людей».
    Бренд... «Шишков, прости, не знаю, как перевести». Кажется, одного Года русского языка нам мало.
    Но главное, Дед Мороз по-прежнему остается символом добра и мира, душевного тепла, простой человеческой радости. Он вовлечен в коммерческие отношения, в рекламу чего только можно, в «индустрию праздника»... Наверное, из-за природной своей доброты, которая всегда притягательна и всегда востребована. Конечно, хотелось, чтобы главным брендом России было что-то иное, как некогда был символом ее мощи первый спутник или полет в космос. Но кто знает, какие еще чудеса ждут нас, и не только в этом наступающем году.
    Виктор БОЧЕНКОВ
    Учительская Газета
     
  16. Barroh

    Barroh Завсегдатай

    Кабум, ну, побойся ты бога! зачем такие длинные тексты? их уж читать надо! а мне лень. а, ты можешь коротко, своими словами? ПЛИЗ!
     
  17. caboomcha

    caboomcha Старожил

    фиг вам, не хотите - не читайте (а там интересно, про Деда (Мороз - который)
     
  18. efu

    efu Старожил

    Ответ: RE: О русских традициях или Дед Мороз, НГ и.т.д.

    О! Наш человек! Ключевое слово: ЛЕНЬ! Barron, вступай в наши ряды!
     
  19. Barroh

    Barroh Завсегдатай

    Ответ: RE: О русских традициях или Дед Мороз, НГ и.т.д.

     
  20. Мартын

    Мартын Завсегдатай

    Ответ: RE: О русских традициях или Дед Мороз, НГ и.т.д.

    Ну насчёт тупого не знаю, достверных седений нет, а вот насчёт вечно голодного, то какиие тут могут быть сомнения???
    Посмотрите на рецепты какой либо кухни (кавказкой, татарской, немецкой и т.д.) везде 90% блюд это мясо в каком либо виде (жареное, пареное, колбаса, рубленое и т.п.) Теперь берём русский кулинарный справочник, основные блюда соответствуют поговорке "из говна - конфетку": хлебный суп, похлёбка из чечевицы, репа пареная, каша из тыквы и т.д.
    Исходя из этого как раз и следует, что крестьяне жрали что под руку подвернётся. Кстати моя бабка, крестьянка в хрен знает каком поколении, родившаяся ещё при царе, это подтверждает. Ели всё что можно, а свинью когда резали, то собиралась на пир вся деревня, сало хозяева свиньи солили и оставляли себе, а всё остальное съедалось всем коллективом.
     

Similar Threads
  1. morozov1787@rambler.ru
    Ответов:
    1
    Просмотров:
    525
  2. RSS Bot
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    530
  3. RSS Bot
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    762
  4. Rezak700
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    460
  5. caboomcha
    Ответов:
    1
    Просмотров:
    404
Загрузка...
Загрузка...