1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Права человека по-архиерейски

Тема в разделе "Религия", создана пользователем caboomcha, 30 июн 2008.

  1. caboomcha

    caboomcha Старожил

    Постановление о правах человека, принятое Архиерейским собором РПЦ МП, помимо традиционных для религиозного (не только христианского) фундаменталиста тезисов (запрет абортов, эвтаназии и т.п.) содержит несколько любопытных богословских идей, заслуживающих анализа

    Я попытался вкратце выделить суть понимания прав человека с точки зрения РПЦ. При этом я стараюсь быть объективным. Аргументированные поправки принимаются.

    Высоко оценив право на жизнь, архиереи четко высказались против эвтаназии и абортов. Однако "признавая, что смертная казнь была приемлема в ветхозаветные времена, а указаний на необходимость ее отмены «нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви»", святые отцы решили ограничиться "долгом печалования об осужденных на казнь".
    Свобода совести не предполагает религиозной нейтральности гос-ва и общества. "Общество имеет право свободно определять содержание и объем взаимодействия государства с разными религиозными общинами в зависимости от их численности, традиционности для страны или региона, вклада в историю и культуру, от гражданской позиции. При этом должно сохраняться равенство граждан перед законом вне зависимости от их отношения к религии. Принцип свободы совести не является препятствием для партнерских отношений Церкви и государства в социальной, благотворительной, образовательной и другой общественно значимой деятельности."
    Свобода слова "является естественным продолжением свободы мировоззренческого выбора". С другой стороны, "публичные выступления и заявления не должны содействовать распространению греха, порождать распри и нестроения в обществе".
    Свобода творчества призвано "способствовать раскрытию потенциала личности, творчество не должно оправдывать нигилистического отношения к культуре, религии и нравственности". "Надругательство над святынями не может быть оправдано ссылками на права художника, писателя, журналиста".
    "Право на образование предполагает приобретение знаний с учетом культурных традиций общества и мировоззренческой позиции семьи и личности. В основе большинства культур мира лежит религия, поэтому всестороннее образование и воспитание человека должно включать в себя преподавание знаний о религии, создавшей ту культуру, в которой этот человек живет. При этом должна уважаться свобода совести". При этом сама свобода совести, как мы помним, сводится к праву общества выбирать объем взаимодействия государства с разными религиозными общинами в зависимости от их численности и т.д.
    Гражданские и политические права сводятся к тому, что "в истории народов, окормляемых Русской Православной Церковью, сложилось плодотворное представление о необходимости соработничества власти и общества. Политические права могут полноценно служить такому принципу государственно-общественных отношений. Для этого необходимо реальное представительство интересов граждан на различных уровнях власти и обеспечение возможностей для гражданского действия". При этом "частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля", но "в случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия".
    Социально-экономические права. "Реализация экономических прав не должна приводить к формированию такого общества, в котором пользование материальными благами превращается в доминирующую или даже единственную цель существования социума. Одно из назначений экономических и социальных прав заключается в том, чтобы предотвратить конфронтационное расслоение в обществе. Такое расслоение противно заповеди о любви к ближнему. Оно создает условия для нравственной деградации общества и личности, порождает отчуждение людей друг от друга, нарушает принцип справедливости"
    Коллективные права. "Права отдельной личности не должны быть разрушительными для уникального уклада жизни и традиций семьи, а также различных религиозных, национальных и социальных сообществ". При этом "началом общинной жизни является семья", которая определяется "как законный союз мужчины и женщины, в котором создаются естественные условия для нормального воспитания детей. Кроме того, "необходимо уважать и другие коллективные права, такие как право на мир, право на окружающую среду, право на сохранение культурного наследия и внутренних норм, регулирующих жизнь различных общин".


    С самим документом можно ознакомиться по следующей ссылке: http://www.mospat.ru/index.php?page=41597
     

Загрузка...