1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Психология кризиса

Тема в разделе "Болталка", создана пользователем GAV, 2 дек 2008.

  1. GAV

    GAV Завсегдатай

    01.12.2008
    Психология кризиса

    Глобальный экономический кризис стал нашей новой реальностью. Не потрясением или катастрофой, которое надо пережить, сжав зубы, а повседневной действительностью, в которой надо учиться жить. Тем более что даже в высших эшелонах власти – Минфине и правительстве – не отрицают, что новый экономический климат установился надолго. А значит, мы успеем к нему привыкнуть.
    Впрочем, кажется, россияне уже привыкли к новым условиям существования. Паника закончилась, едва начавшись. Наш среднестатистический соотечественник, кажется, перестал беспокоиться по поводу того, что денег стало меньше, а цены в магазинах подросли. Ну что ж, психологически это вполне объяснимо. Как говорится, финансового кризиса бояться – за покупками не ходить. Тем более что волноваться по этому поводу всем банально надоело.
    Месяца полтора назад, когда призрак дефицита ликвидности еще только замаячил над просторами нашей родины, многим было действительно страшно. О кризисе и его возможных последствиях тогда трубили все, кому не лень: журналы, газеты, интернет-порталы и даже российские блоггеры. Чем только не пугали – дефицитом, дефолтом, возвращением в 1998 год.… И отечественный читатель охотно в это верил, потому что понять, что происходит, никто не мог и, главное, не хотел.
    А ведь в октябре все было относительно спокойно. Ценники в магазинах висели прежние, а слухи об увольнениях оставались лишь слухами. А потом финансовую дамбу прорвало. Курс доллара начал стремительно расти, цены на потребительские товары ринулись следом, а многие наши соотечественники внезапно оказались за дверями своих офисов – кого-то сократили, кого-то отправили в неоплачиваемый отпуск «до лучших времен». Счастливчикам просто урезали зарплату.
    Сегодня страшилки о кризисе рассказывают только отдельные СМИ. Простым гражданам, как, впрочем, и многим журналистам тема успела надоесть. Например, из двух ведущих российских бизнес-газет только одна продолжает кошмарить читателя. Вторая нашла другие темы для аналитики.
    Обыватели обеих российских столиц, массово лишившиеся рабочих мест, стали коротать будние дни перед монитором компьютеров. Активный веб-серфинг стал, кажется, одним из атрибутов новой реальности. Россияне стали чаще посещать самые разные порталы, общаться в социальных сетях и писать в своих блогах. Френдлента в моем «живом журнале» стала обновляться со скоростью ленты хорошего новостного ресурса, - и это притом, что активных блоггеров среди моих друзей можно пересчитать по пальцам одной руки, а большинство в докризисные времена редко писало больше двух постов в месяц.
    Парадоксально, что при этом практически никто не пишет об экономических проблемах. В сегодняшней «горячей пятерке» самых комментируемых постов российского «живого журнала» нет ни одного сообщения про кризис. Передовых жж-юзеров волнует завершившаяся вчера ярмарка интеллектуальной литературы Non/Fiction, теракт в Мумбаи и незнакомка в красном, оказавшаяся впоследствии модным режиссером Валерией Гай-Германикой. Все что угодно, кроме кризисных прогнозов и констатации экономической реальности. Все привыкли.
    Ничего не слышно о кризисе и в магазинах. Выражение на лицах покупателей вроде бы не изменилось. Покупать они тоже меньше не стали. А начавшиеся предрождественские распродажи как всегда усилили покупательскую активность. Сахар, соль и спички, кажется, не пользуются повышенным спросом. Никто не ждет катастрофы.
    Когда кризис только постучался в дверь российского обывателя, многие говорили о том, что настал-де конец культуре потребления и гламура. О том, что россияне научатся экономить и уж точно вычеркнут из списка своих ежемесячных трат развлечения – кино, театры, клубы, кафе. Однако гламура, кажется, меньше не стало. В кафе тоже по-прежнему яблоку негде упасть, даже в недорогих – тех, чья целевая аудитория, казалось бы, должна была сильнее всего почувствовать общемировой дефицит ликвидности на собственной шкуре и перенести посиделки с друзьями на собственные кухни. Но, похоже, прогнозы не сбылись. Во всяком случае, когда в середине прошлой недели мы с подругой решили скоротать вечерок в одном из кафе в центре Москвы, свободных столиков не было, - а ведь раньше такой наплыв посетителей случался разве что по пятницам.
    Почему же наши соотечественники не боятся тратить деньги в нелегкие кризисные времена? Объяснение может только одно: россияне привыкли к стабильности. Стабильность в последние годы стала важнейшим трендом общественной жизни. Россиянам надоели бесконечные потрясения девяностых, и когда катаклизмы сошли на нет, все обрадовались тому, что наша многострадальная родина, наконец, превратилась в тихую гавань. Наступившую стабильность почувствовал на себе каждый, и никто не захотел расставаться с этим ощущением. Даже если оно превратилось в иллюзию.
    Если второй волны финансового кризиса и не избежать – а именно такое развитие событий обещают эксперты – и россиянам придется-таки потуже затянуть пояса, вряд ли страну захлестнет волна недовольств. Повторения новочеркасского сценария, которое предрекают некоторые аналитические издания, не будет. Кажется, россияне научились доверять собственному правительству. Кредит доверия работает. Будем ждать хэппи-энда.

    Что скажет про это Кабум ?:):)
     
  2. ася зайчик

    ася зайчик Старожил

    где ссылка на источник?
     
  3. caboomcha

    caboomcha Старожил

    GAV
    Ахъ, какое благолепие...Россия - островок стабильности, фсё будет хорошо... источник указывайте этой бредовой статейки. Даже и обсуждать нечего, ибо это ВРАНЬЁ. Особенно про "уволеных которые коротают время за веб серфингом" - после этой фразы, дальше читать не стал.
     
  4. GAV

    GAV Завсегдатай

    Вот Вам источник: http://www.homeweek.ru/publics/275/

    Кстати, во многом согласен с Кабумом.
    Как бы еще работодатели, бизнесмены и торгаши поменьше бы списывали свои изощрения в части сокращений и повышения цен на этот самый кризис. Сами же его и раздувают ...
     
  5. caboomcha

    caboomcha Старожил

    Статейка я скажу прямо - пропагандонская. Главный message как принято сейчас говорить - народное "доверие" к правительству гражданина В. Путина.
     

Загрузка...