1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Размышления ветерана движения возрождения казачества

Тема в разделе "Болталка", создана пользователем Nikolay 13, 3 июн 2009.

  1. Nikolay 13

    Nikolay 13 Старожил

    Что ты сделал для «Похода» в свои годы?
    Размышления ветерана движения возрождения казачества

    Вопрос, вынесенный в заголовок данного материала, поставил бы в тупик не только наших далеких пращуров, но и дедов. Казаки могли собираться в поход, выходить в поход, быть на походе и возвращаться из оного. А для самого похода… Впрочем, тогда были настоящие казаки, нынче – возрожденные.
    На Дону возрождение начиналось именно с походов. Тогда их называли конными пробегами. До выезда Гаррия Немченко на одну из московских театральных сцен в образе казака «аля-Стеника Разин» оставалось еще больше полугода, а по степям верхнего Дона уже прошел отряд в тридцать пять всадников под знаменем Первого Донского казачьего полка. Инициатива того пробега, приуроченного к празднованию 400-летия Царицына – Сталинграда – Волгограда, принадлежала Сергею Юсову сотоврищи. За десять дней кавалеристы прошли 350 километров от Урюпинска до областного центра.
    Во время ночевок в поле у костров только и было разговоров о былом житье-бытье дедов. Каждый пересказывал слышанное когда-то от стариков. Об их службе и участии в сражениях, о полевых работах и праздниках. Причем многие рассказы ох как отличались от картин «Тихого Дона». Главной нитью большинства повествований вырисовывалась истина, что наши деды были хозяевами своей земли, своих хуторов и станиц. В их внутреннюю жизнь не вмешивались власти России, не совала нос полиция. Хотели – строили церкви, мосты и дороги в своей местности, открывали школы и нанимали учителей. За все это платили деньгами, получаемыми от владения станичным юртом земли. Землица-то была в собственности Войска и нарезалась станицам под число казаков.
    Когда в феврале 1990 года Немченко поехал по телеэкранам на своей лошадке, участникам того «антисоветского» похода в униформе казаков образца 1914 года стало ясно, что «царь на Москве» дает «добро» на возрождение былого казачества. Для Дона, где «исторические» казаки, а не «новодел» дома Романовых, вопрос, что такое казаки – народ, этнос, сословие и т.д., даже не стоял. Большинство потомков донцов с головой кинулись в «возрождение». Всем хотелось возвращения к дедовской жизни. Без райкомов, райисполкомов, РОВД и колхозов. Но…
    Одно дело хотеть чего-то, и совсем другое – уметь этого добиваться, или хотя бы знать, как, какими методами идти к цели. Профессионалами в деле управления были как раз партайгеноссе из райкомов и исполкомов. Их же в ВПШ учили, как священников в семинариях, риторике. На коньке словоблудства вчерашние верные ленинцы-сталинцы-шрущевцы-брежневцы-горбачевцы въехали в атаманство. Своим подспорием взяли уже существующие фольклорные коллективы. И повели нас грешных к «возрождению» через создание общественных организаций. Так, 18 ноября 1990 года был создан «Союз казаков области войска Донского», третьим пунктом программы которого тогда записали, что «хуторские, станичные и окружные организации Всевеликого войска Донского создаются на территориях бывшей области войска Донского в границах до 1917 года». А посему, решил организационный круг Дона, регистрировать «Союз» нужно на уровне форум СССР. Так как, три округа войска в составе Волгоградской области, полтора – на Украине, калмыки в автономии, часть земли отдали Кубани и т. д. На втором круге Дона выяснилось, что «Всевеликое войско Донское» удостоено чести быть зарегистрированным при … Ростовском областном отделении ВООПИК. Для тех, кто не знаком с этой конторой, поясню. Это всесоюзная организация по охране памятников культуры. Образно говоря, при обществе пчеловодов учредили общество любителей меда. Но вместо меда потомкам казаков начали навязывать войну. Мол ваши деды создали Россию, они герои. Начнем возрождение с верной службы Родине.
    А что в замен? Об этом полная тишина и до настоящего времени. Деды защищали, пусть даже за тридевять земель от дома, свою землю. Тот пай, который его кормил, работал он на нем, или сдавал в аренду. К стати, о мифе про «казака – воина-земледельца». Из Имперской переписи 1897 года видно, что в Хоперском округе области войска Донского земледелием занимается только 25% казаков – владельцев паев. А три двора из четырех сдают свою землицу в аренду. Тому же четвертому двору, или вообще иногородним. Собака здесь вовсе не зарыта, а лежит на поверхности: арендная плата за десятину земли в те времена была от 6 до 12 рублей в год; паи были от 12 до 35 десятин на казака; обрабатывая свою землю, казак имел не более 20 рублей чистой прибыли за год. Товарным производством зерна, с содержанием десятков голов тягла, инвентаря и наймом работников занимались далеко не все. Выгоднее было сдавать землю, оставляя себе с пяток десятин только на прокорм. Так что наши деды, благодаря угнетательской политики царя, и хрип на земле не гнули, и сыты были, да еще и при наличных.
    Но вернемся к «возрождению».
    За 18 лет этого топтания на месте мы были и свидетелями, и участниками развала державы, той, которую «создали казаки». Поочередно прославляли Ельцина, «Наш дом дурдом…, фу ты, Господи, … Россию», Путина и «Единых россиян». За это время дедовскую землю раздербанили чинуши, раздав заезжим варягам в аренду на 49 лет. Причем сейчас держатель пая за «свои» 10 – 12 га получает в год в лучшем случае тонну зерна. Остальную прибыль сжирают денежные мешки совсем не казачьего роду-племени, да еще и не понятно с каким подданством. Многие агрофирмы, подвизающиеся на землях бывшего Хоперского округа, имеют головные конторы в Канаде, США и т. п. Чему мы научились за время «возрождения», так это звать «любу» и в дело, и без дела. (Так и лезет на язык словоблудие: Казак без «любы» нынче, что вчера Люба без Вани.) И еще все запели под казаков. Хоть открывай современный театр «Ромен», но только «казачий».
    Наши деды говорили, что казак от казака ведется. Сегодня казаки по всей Российской Федерации. Бог бы с ними, с казаками без роду и племени, Романовы тоже грешили оказачиванием пограничных территорий Империи. Но сегодня казакомания особенно цветет в богатых регионах лапотной Руси. И объяснение тому тоже простое: сейчас под казачьи общества стали давать гроши. Появился где-то в ближнем, скажем, Подмосковьи человек, знающий лазейку к бюджетному корыту. Собрал вокруг себя десяток любителей походить в непонятной, но военизированной форме, да еще с погонами, каких сроду не таскал, вот тебе и казачье общество. Хочешь резервного войска, хочешь центрального, хочешь …. Ни «атаманы», ни «казаки» не знают, кем были настоящие казаки. Власть на всякий случай подкармливает «атаманов», ведь кому-то все равно придется выполнять в нужное время электоральную роль, а «казаки» уж больно рьяно «любу» кликают. «Атаманы» помаленьку хлебают из выделенного корытца. А «казаки»?
    Один ныне здравствующий первый заместитель войскового атамана, прошедший при советской власти должности второго секретаря горкома партии, председателя горисполкома и при нынешней демократической – председателя комитета областной администрации, как-то на одном из форумов областного руководства изрек: В начале возрождения в движении было много маргинального элемента. Сейчас картина изменилась….
    Да, он прав. В первые годы в движение шли потомки казаков. Сегодня набирают с улицы всех подряд. «Атаман» с кошельком даже может нарядить десятка два в униформу. Кто пожаднее, но при власти, сгонит в зал зависимых от него людей и без формы. «Любу» позовут замы с помами. В результате получается не казачество, а козлячество чистой воды. Приведу примеры из собственных встреч.
    Еду как-то в метро по Москве. Подходит мужичек:
    - Я тоже казак…
    - Какого войска, какой станицы?
    -А я это, козицына….
    Другой пример. Один «казак» из Твери «служил» в казачьем карауле. Охранял монастырь. Рядом с монастырем лесопилка, зарплата там выше. «Казак» ушел елки пилить, и в разговорах с сельчанами заявлял: «Я казаком больше не работаю, там платят плохо».
    Вот такое, братцы, у нас вышло возрождение. И что самое неприятное, то это «казачьи кадетские корпуса на базе школ интернатов». Если из школы при синагоге воспитанник, даже уроненный в роддоме головой на пол, пойдет в престижный вуз, то из современных российских интернатов по современной российской статистике 75% воспитанников идет в колонии. Такое возрождение пострашнее директивы свердловых от 24 января 1919 года. Остался один фольклор, но и от его возрождения радости мало. Тут малину портит дедушка Крылов со своим риторическим возгласом: «Ты все пела – это дело…». Есть и еще одна капля дегтя в фольклорной бочке меда. Все «казачьи» коллективы, что выпускают диски, ездят по заграницам и пляшут на больших сценах, укомплектованы артистами из Твери, Калуги, Москвы и прочих самых что ни на есть казачьих земель. Многим из них свой репертуар сдала Кубракова Валентина Семеновна. Потом ее преемница Елена Фирсова. Ни первая, ни вторая по заграницам не ездят – не мае золотого запасу.
    Наши деды бывали на коне и при Золотой Орде, и при Рюриковичах, и при Романовых. Но были и черные годы, когда наш народ, казалось, вымирал. История, как известно, развивается по спирали. Подождем, сегодня еще не пришло время возрождения народа. Нехай пока пляшут казаки из Московии. Нехай им подпевают москали с Дона. Дон проснется чудок попозжя.


    Виктор Сивогривов, потомок казаков
    станицы Луковской Хоперского округа
    области войска Донского. По метрическим
    книгам и книгам брачных обысков Сошественской
    церкви ст. Луковской род Сивогривовых
    прослеживается до 1774 года. Книги сохранились
    только до 1772 года.

    http://forum.fstanitsa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?board=13;action=display;num=1242212819;start=0#0
     

Загрузка...