1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Тратить деньги на ГЛОНАСС пока готово только государство

Тема в разделе "TV - спутниковое, кабельное, IP и другое", создана пользователем caboomcha, 4 авг 2009.

  1. caboomcha

    caboomcha Старожил

    Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) в отличие от подавляющего большинства прочих федеральных целевых программ (ФЦП) будет полностью профинансирована в 2010 году, несмотря на жесткий секвестр всех несоциальных расходов бюджета. Предполагается, что эта система станет достойным ответом американской GPS не только в технологическом, но и в коммерческом плане. Пока, однако, за ГЛОНАСС никто не хочет платить, кроме государства. Если оно, конечно, не сделает это желание обязательным для всех.

    Согласно информации официального сайта Федеральных целевых программ России (fcp.vpk.ru), объем финансирования ФЦП «Глобальная навигационная система», осуществляемой за счет средств федерального бюджета, составляет 12231,88 млн рублей за период с 2002 по 2011 годы. Отвечая на вопрос, зачем нужно тратить столько денег на создание аналога популярной в нашей стране американской системы, генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич объяснил их видимое сходство совпадением. «Обе системы разрабатывались параллельно, независимо, в условиях секретности». Генеральный конструктор ГЛОНАСС, однако, признался, что, с точки зрения потребителя, GPS и ГЛОНАСС равноценны.

    Равноценны, да не совсем. К примеру, цена на GPS-приемник — менее 300 рублей, в то время как примерная стоимость приемников ГЛОНАСС/GPS находится в диапазоне от 4500 до 6000 рублей. То же касается и навигаторов: GPS приборы продаются по цене 5000—12 000 рублей, а ГЛОНАСС/GPS — 15 000—32 000 рублей.

    Возникает резонный вопрос: почему потребитель должен использовать именно оборудование ГЛОНАСС? В разговоре с «Новой» пресс-секретарь Российского научно-исследовательского института космического приборостроения (РНИИ КП, который и занимается разработкой системы) Александр Зубахин отвечает на него просто: «Не должны. Однако чем больше будет возможностей использования орбитальных группировок, будь то GPS, европейской «Галилео», китайской «Бендоу» или ГЛОНАСС, тем для потребителя выгоднее и лучше — он будет получать более точный сигнал. Поэтому мы не позиционируем себя как конкурентов, мы позиционируем себя как партнеров этих систем».

    По его словам, разработка ГЛОНАСС на 100% финансируется государством в рамках одноименной федеральной целевой программы.

    Что касается конкурентоспособности отечественной разработки, то, как рассказал нам пресс-секретарь НИИ КП, наклонение орбит и созвездие спутников ГЛОНАСС таково, что он лучше принимает в северных широтах. В то время как GPS, например, лучше работает в южных широтах и в районе экватора. Так как Россия все-таки северная страна, то эта особенность ГЛОНАСС является для нас преимуществом.

    НИИ КП не обременено коммерческой выгодой от продаж оборудования ГЛОНАСС, но каким-то образом всучить его потребителю необходимо. И лучше всего не в добровольном, а в принудительном порядке. Идея заключается в том, чтобы выпустить на государственном уровне, скажем, техрегламент, по которому всякий отечественный автомобиль по умолчанию оснащался бы прибором ГЛОНАСС, будь то приемник, навигатор или другой продукт. Так, в пользу навязывания ГЛОНАСС автомобилистам высказался председатель Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Совета Федерации Оганес Оганян: «Я считаю, что необходимо включить в технический регламент автотранспортных средств возможность установки системы ГЛОНАСС. Мы должны думать о конкурентоспособности нашей продукции, о наших потребителях, о развитии. Мы можем не устанавливать обязательно, например, кожаные кресла, но я не понимаю, когда говорят, что оборудование ГЛОНАСС должно быть добровольной опцией». Г-н Оганян считает также, что автолюбитель, особенно новичок, «при покупке автомобиля за 200 тысяч рублей не преминет купить к нему и российскую систему навигации, ведь обойдется она ему всего в 1—2% от стоимости машины, или, выражаясь в абсолютных величинах, в 10—12 тысяч рублей, а при налаживании массового производства и того меньше». Непонятно, кто учил Оганеса Арменаковича математике, но как председателю Комитета по экономической политике ему такие погрешности можно простить.

    Правда, кроме экономической целесообразности у такой нерыночной меры есть другое оправдание — гуманитарная цель. К такому выводу пришел, в частности, главный конструктор АвтоВАЗа Евгений Шмелев. Однако навязывать потребителям спутниковую навигацию он предлагает лишь частично и только после того, как к нововведению автолюбители привыкнут: «Я считаю, что на первом этапе силовое навязывание сыграет отрицательную роль. Возможно, стоит на законодательном уровне создать выгоду конечному покупателю автомашин с предустановленной системой ГЛОНАСС».

    Дельный совет разработчикам системы дал представитель президента в Совете Федерации Котенков, по словам которого ключевой момент в обеспечении конкурентоспособности российской спутниковой навигации — многофункциональность оборудования. «Если это будет система «30-в-1», если я в одном продукте смогу получить сразу и навигатор, и сигнализацию, и диагностику, и все-все-все, и цена всего этого не будет превышать $50—100, то есть максимум 6000 рублей, то машину с такой системой я с удовольствием куплю». Александр Котенков, вероятно, учился математике в том же классе, что и Оганес Оганян.

    Подтекст

    Вокруг ГЛОНАСС также разворачивалось немало околонаучных, а когда и совсем не научных событий.

    В 2008 году, например, платежная система «КиберПлат» предоставила людям возможность оплаты использования ручных и автомобильных навигаторов ГЛОНАСС. Однако, по уверениям НИИ КП со ссылкой на приказ президента, такой услуги, как платное пользование навигаторами ГЛОНАСС, нет и не было, и «КиберПлат», стало быть, принимает деньги от населения за несуществующую услугу. «КиберПлат», впрочем, заявила в ответ, что ответственность за нарушение президентского указа лежит на ее клиентах, за действия которых она отвечать не может.

    В январе 2009 года скандал на уровне городских властей разразился в Саратове. Тогда 4,5 млн рублей было выделено городу на установку в автобусах спутниковой системы связи ГЛОНАСС. По назначению были потрачены лишь 600 тысяч — на «сэкономленные» средства чиновники приобрели четыре «Форда» в пользу гаража саратовской администрации.

    Особенно отличился в популяризации российской спутниковой навигации нынешний зампред Правительства РФ Сергей Иванов. В январе 2008 года он подверг ГЛОНАСС резкой критике. «Обращаю внимание руководства Роскосмоса как ведомства-координатора работ по ГЛОНАСС на недопустимость невыполнения поставленных задач, поскольку ГЛОНАСС относится к самым приоритетным проектам. Речь идет о персональной ответственности руководителей за развитие как отдельных компонентов ГЛОНАСС, так и системы в целом», — сетовал Иванов на то, что на российском рынке так и не появилась конкурентоспособная навигационная система.

    Спустя два месяца, однако, Сергей Иванов сменил гнев на милость после того, как приземлился на Антарктиду на борту самолета Ил-76, оснащенного ГЛОНАССом, по которому и происходило ориентирование. По заявлению Иванова, это было беспрецедентным шагом, ведь раньше самолеты садились в Антарктиде только на глаз.

    А спустя еще полгода, в октябре 2008-го, г-н Иванов подарил лабрадору Кони, любимцу Владимира Путина, ошейник с навигатором ГЛОНАСС/GPS.

    Егор Лысенко

    03.08.2009
    http://www.novayagazeta.ru/data/2009/083/13.html

    p.s.
    Видимо вся эта ГЛОНАСС была сделана для путинской собачки - Кони.
     
  2. niko2202

    niko2202 Завсегдатай

    Да цены ППЦ
     

Загрузка...