1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Венчание (РПЦ)

Тема в разделе "Религия", создана пользователем МАТЫЩУК СЕРГЕЙ, 3 мар 2007.

  1. МАТЫЩУК СЕРГЕЙ

    МАТЫЩУК СЕРГЕЙ Активный пользователь

    Венчание

    - богослужение, во время которого совершается таинство брака, благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике православной церкви венчание принято совершать после обручения. Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их". Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5; 20-33) и Евангелие (Ин. 2; 1-11), произносится ектения и поется молитва "Отче наш". Венчающиеся пьют из чаши с вином и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари "Исайе ликуй...", "Святии мученицы...", "Слава Тебе Христе Боже", после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст. В православной церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).
     
  2. alexmyt

    alexmyt Старожил Команда форума

    Взял на себя смелость выделить этот пост в отдельную тему. Причина - возможно, у поьзователй форума возникнет желание подробно обсудить этот обряд, а так же моменты, связанные с "развенчиванием".

    Мое такое ХО: венчание сейчас - скорее мода, чем осмысленная процедура (таинство). В соответствии с этой модой молодые после свадьбы венчаются в церкви, но мало кто из них вкладывает в этот обряд (таинство) свою душу и понимают смысл.
     
  3. Torsion

    Torsion Старожил

    Или просто повод лишний раз нажрацца.....
     
  4. боб

    боб Активный пользователь

    Как это не горько писать, но я согласен с alexmyt на все 100%
     
  5. Любитель

    Любитель Активный пользователь

    Мы с женой повенчались на 23 году совместной жизни, потому что поняли что нам хорошо вместе.
     
  6. МАТЫЩУК СЕРГЕЙ

    МАТЫЩУК СЕРГЕЙ Активный пользователь

    "Семья — малая церковь" в условиях современной жизни

    Выражение "семья — малая церковь" дошло до нас с ранних веков христианства. Еще Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их "и домашнюю их церковь" (Рим.16,4). А говоря о Церкви, мы употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем "отцом", "батюшкой", себя назы ваем "духовными детьми" нашего духовника. Что же так роднит понятия церкви и семьи?

    Церковь — это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает, "с нами Бог"! Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал: "...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18,20). Епископы и священники — не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божьего участия в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как "малую церковь", т.е. единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь "свидетелями", т.е. примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь "малой церкви".

    Приложимо ли такое понимание семейной жизни в наше время? И в западном мире, и еще больше в России, бытовые условия, общественная жизнь, государственный строй, господствующее направление мыслей часто кажутся несовместимыми с христианским пониманием жизни и роли семьи в ней. В наше время чаще всего работают и отец и мать. Дети с раннего детства проводят почти весь день в яслях или детском саду. Потом начинается школа. Члены семьи встречаются только вечером, усталые, торопливые, проведшие весь день как бы в разных мирах, подвергаясь разным влияниям и впечатлениям. А дома ожидают хозяйственные заботы — покупки, очереди, стирка, кухня, уборка, шитье... Кроме того, в каждой семье случаются и болезни, и несчастные случаи, и трудности, связанные с квартирной теснотой и неудобствами. Да, семейная жизнь сегодня — это часто настоящий подвиг.

    Еще одна трудность — конфликт между мировоззрением христианской семьи и государственной идеологией. В школе, среди товарищей, на улице, в книгах, газетах, на собраниях, в кино, в передачах радио и телевидения мощным потоком льются и заливают душу наших детей идеи, чуждые и даже враждебные христианскому пониманию жизни. Противостоять этому потоку трудно.

    Да и в самой семье редко сейчас встретишь полное понимание между родителями. Часто нет общего согласия, общего понимания жизни и цели воспитания детей. Как тут говорить о семье как о "малой церкви"? Возможна ли она в наше время?

    Мне кажется, что стоит попытаться вдуматься в смысл того, что есть "Церковь". Церковь никогда не означала благополучия. В свой истории Церковь всегда переживала беды, соблазны, падения, преследования, разделения. Церковь никогда не была собранием только добродетельных людей. Даже самые близкие ко Христу двенадцать апостолов не были безгрешными подвижниками, не говоря уже о предателе Иуде! Апостол Петр в минуту страха отрекся от своего Учителя, сказав, что не знает Его. Другие апостолы спорили между собой о том, кто из них первый, а апостол Фома не поверил, что Иисус Христос воскрес. Но именно эти апостолы и основали Церковь Христову на земле. Христос избрал их не за добродетель, ум или образованность, но за их готовность всё бросить, от всего отказаться, чтобы следовать за Ним. И благодать Духа Святого восполнила их недостатки.

    Семья даже в самые трудные времена — это "малая церковь", если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один-единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни.

    Ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни. Но именно теперь на нас, верующих родителей, ложится обязанность воспитывать в наших детях личную, самостоятельную веру. Если ребенок сам, своей душой и своим умом, в меру своего детского развития, верит, знает и понимает то, во что он верит, лишь в этом случае он может эту веру противопоставить враждебному окружению.

    Возможно ли это в детском возрасте? Мне кажется, исходя из моего опыта работы с детьми можно наметить четыре пути воспитания детского религиозного опыта:

    1. Чувство и понимание "святого", "святости" — святого предмета, крестика, иконы, храма, человека, святости всего божественного.

    2. Не надо быть злым, важно быть добрым, любить и жалеть других.

    3. Во всем мире, природе, есть порядок, смысл, и всё делается для чего-то. Всё устроено волей Божьей.

    4. Интересно постепенно узнавать что-то новое о жизни, о людях, о вещах, о Боге. Хорошо познавать то, что познаётся.

    В наше время верующим родителям важно не только знакомить детей с тем, во что они верят, — рассказывать о евангельских событиях, объяснять молитвы, водить, когда можно, в храм, — но и развивать у детей религиозную сознательность. Дети, растущие в антирелигиозном мире, должны знать, что такое религия, что значит быть религиозным, верующим человеком. Как пример могу привести полученную из Советского Союза рукопись покойной Е.Трояновской, педагога и верующей православной женщины.{} Во введении к этому труду она рассказывает детям о стрекозе и красочно описывает, как эту стрекозу воспринимают проходящие мимо. Дождевой червяк просто не замечает. Птица видит в ней пищу, девочка — игрушку, художник — красоту, ученый задумывается об устройстве ее крыльев и глаз. Мудрец увидел всё то, что видели другие, но и еще кое-что. Он увидел в ней творенье Божие и стал размышлять о Боге. Прошел еще один человек, самый удивительный. Это был святой. Залюбовался стрекозой, и сердце его возгорелось еще большей любовью к благому Богу, сотворившему ее. Он стал молиться, и душа его наполнилась светом и любовью.

    Такого рода рассказы и разговоры с детьми могут помочь развить и утвердить их религиозное сознание.

    Мы не можем принуждать наших детей к каким-то героическим конфликтам с окружающей средой. Мы призваны понимать трудности, с которыми они сталкиваются, должны сочувствовать им, когда в силу необходимости они умалчивают, скрывают свои убеждения, чтобы избежать конфликта. Но в то же время мы призваны развивать в детях понимание того главного, чего необходимо держаться и во что они крепко верят. Важно помочь ребенку понять: не обязательно говорить о добре — надо быть добрым! Можно спрятать крестик или иконку, но нельзя над ними смеяться! Можно не говорить в школе о Христе, но важно стараться узнать о Нём как можно больше.

    Церковь знала периоды преследований, когда надо было скрывать веру, а иногда страдать за нее. Эти периоды были временами самого большого роста Церкви. Пусть эта мысль поможет нам в наших трудах по созиданию нашей семьи — малой церкви!
     
  7. МАТЫЩУК СЕРГЕЙ

    МАТЫЩУК СЕРГЕЙ Активный пользователь

    Почему молодожены и люди, прожившие в браке много лет, приходят в храм чтобы повенчаться, что ждут они от этого таинства, и главное что получают в нем? Как следует подготовиться к венчанию и каковы основные моменты его чинопоследования? Об этом мы и попытаемся кратко рассказать

    Итак, кому можно венчаться?


    Далеко не всем. Основные требования - быть членом Церкви, то есть человеком крещеным, и иметь в наличии свидетельство о государственной регистрации брака. В ЗАГСе не зарегистрируют людей уже состоящих в браке, не достигших брачного возраста, насильно принуждаемых к вступлению в брачный союз, не способных к браку (умалишенных, например), состоящих в близкой степени родства. Все эти условия относятся и к церковному венчанию. Но не всех, кого зарегистрировали в ЗАГСе, повенчают в храме.
    К примеру, государство может зарегистрировать пятый и десятый брак человека. В Церкви нормой считается только один. На второй брак Церковь смотрит неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. Если и жених, и невеста венчаются во второй раз, чин таинства несколько меняется. Так, венцы второбрачным не одевают. Если один из них венчается впервые, то совершается обычное чинопоследование. Вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому венчанию. Третье венчание - исключение. В четвертый раз не повенчают никого.


    Когда можно венчаться?

    Это таинство совершают далеко не в любое время. Не венчают в определенные дни недели - по вторникам, четвергам и субботам. Также не совершаются венчания в продолжение четырех многодневных постов, масленицы, святок, пасхальной недели и накануне больших праздников. Это объясняется тем, что в эти дни православным предписывается посещение богослужения, а не брачного пира. Кстати, само слово «брак» происходит от славянского - «брашно», что означает пир или просто еда. Раньше браком называли только свадьбу. Пост - время воздержания, в том числе и супружеского. Таким образом, в году больше дней, когда это прекрасное таинство не совершается. А потому, прежде чем приезжать в храм венчаться, нужно предварительно прийти и обо всем договориться.
    У православных христиан существует добрая традиция перед таинством венчания исповедаться и причаститься, хорошо прямо в этот день. После Литургии будет совершен чин вашего венчания. Особенно необходима исповедь тем, у кого были добрачные связи, только это позволит начать жизнь в браке с «чистого листа». Итак, в храме вам назначили время венчания, что надо принести с собой? Длинное светлое, обычно льняное полотенце, которое расстелют вам под ноги при совершении таинства. Не забудьте про кольца - символ вечности брачных уз. Перед началом таинства вы отдадите их священнику или его помощникам, кольца будут освящены на престоле храма. Не в каждом храме можно купить красивые венчальные свечи и платочки для них. Поэтому, если вы хотите стоять с изысканными свечами, заранее позаботьтесь об этом, их можно приобрести в крупных храмах и православных магазинах. Впрочем, для таинства подойдут и обычные церковные свечи. Разумеется, великолепие храмового убранства, профессионализм хора, колокольный звон после окончания обряда - все это украшает службу, делает ее праздником, но на «количество» благодати, которую получают брачующиеся, не влияет, а ведь вы пришли именно за этим. Главное, что требуется от вас - внимательная, сосредоточенная молитва.
    Сейчас повсеместно чин венчания начинается с обручения. Обручение совершается не в центре храма, а ближе к входу. Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи - символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды - в образ Святой Троицы - переменяет их.
    После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком. Выносятся венцы - богато, подобно царским украшенные короны - и возлагаются на головы молодым. Венец - это образ не только венца Царства Небесного, но и символ мученичества. Поэтому мысль о том, что венчают вас лишь «на царство» весьма обманчива. Ведь «медовым» бывает только месяц, а чтобы продлить его на всю оставшуюся совместную жизнь, надо обладать терпением, сравнимым только с терпением мучеников. В некоторых храмах принято надевать венцы, в других свидетели держат их над головами брачующихся. Главный момент венчания - священник трижды благословляет молодоженов, произнося слова: «Господи Боже наш, Славою и Честью венчай я» (что значит - венчай их). Затем выносится чаша с вином - символ общей житейской чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. После этого он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя (небольшого столика с иконой) под пение свадебных песнопений. Круг - символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником - образ служения Церкви.
    В завершение обряда супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья имеют возможность поздравить новую христианскую семью.
    В безбожное время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви. Таким людям Церковь никогда не отказывает в благодати таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к этому таинству серьезнее, чем молодые.
    Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей епархии (области), где совершалось венчание, и только в случае измены одного из супругов или другой серьезной причины. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10,9). Союз, скрепленный венцами - не просто «брак», а вещь, которая сделана на совесть и прослужит долго, если только мы сами будем внимательно хранить полученную в таинстве благодать.



    Бабкины сказки...

    Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, развод или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться» и т.д. и т.п. Все эти вымыслы не должны вас волновать. К случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно - всякое бывает.

    Небесные покровители брака
    Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив.
    Святые мученики супруги Адриан и Наталия.
    Святые благоверные князья Муромские супруги Петр и Феврония.

    Вопрос - ответ:

    Меня очень интересует один вопрос. Почему не расписанным в ЗАГСе нельзя венчаться? Какая связь между органами госвласти и церковью? Получается, что, не отдав дань чиновникам, нельзя в церковь идти? Не понимаю.
    Ксения. Московская область

    Регистрация в ЗАГСе нужна только лишь, как подтверждение серьезности намерений брачующихся. В большинстве случаев священник незнаком с теми, кто приходит к нему, чтобы повенчаться, поэтому спрашивает свидетельство о браке. Сейчас никакой связи между органами государственной власти и Церковью не существует. До революции, когда Церковь выполняла функции ЗАГСа, перед венчанием священник выяснял, имеют ли право молодые быть повенчанными. В настоящее время свидетельство о регистрации подтверждает гражданскую правоспособность к браку, о церковной правоспособности к нему батюшка спросит перед началом таинства. Но если священник давно знает эту пару как своих прихожан, то он имеет право повенчать и без штампа в паспорте.
    Так что становитесь добрыми прихожанами, и свидетельство о регистрации брака с Вас не потребуют.
     
  8. volk

    volk Активный пользователь

    бРАТ, ТЫ КРУТ!
    ДОПОЛНЮ ЛИШЬ, ЧТО РЕГИСТРАЦИЯ В ЗАГСЕ, КАК И БЫЛО ВЫШЕ СКАЗАНО ЕСТЬ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СЕРЬЁЗНОСТИ НАМЕРЕНИЙ.
    ЕСЛИ ЛЮДИ НЕ ГОТОВЫ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БРАК ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ, ТО КАКИЕ ОСНОВАНИЯ ИМ ДОВЕРЯТЬ, ЧТО ОНИ БУДУТ ОТВЕТСТВЕННЫ ПЕРЕД БОГОМ?
    ЗДЕСЬ ЧАСТО КРОЕТСЯ ЛУКАВТСВО ОДНОГО ИЛИ СРАЗУ ОБОИХ СОЖИТЕЛЕЙ. ИМ НЕ ОХОТО ВОЛОКИТЫ СУДЕБНОЙ И ИМУЩЕСТВЕННОЙ В СЛУЧАЕ РАЗВОДА, А КАК-ТО УЗАКОНИТЬ ОТНОШЕНИЯ ХОЧЕТСЯ, ОТСЮДА И ВОЗНИКАЮТ ПРЕТЕНЗИИ ТИПА ПОЧЕМУ НЕ ВЕНЧАЮТ "НЕРАСПИСАННЫХ".
     
  9. OKO

    OKO Завсегдатай

    Насколько мне известно, в нашей Урюпинской (Покровской) церкви венчают и без свидетельства о регистрации брака.
     
  10. МАТЫЩУК СЕРГЕЙ

    МАТЫЩУК СЕРГЕЙ Активный пользователь

    Я венчался сперва
    Расписался позже
    8 венчался
    9 расписался
    Я рад что последовательность такая  была
    (священники знали меня и супругу лично)
    за полгода до этого нам священник предложил совершить обручение (мы отказались)
     

Загрузка...