1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Загадка про бензин

Тема в разделе "Болталка", создана пользователем Hobo, 12 июл 2009.

  1. Hobo

    Hobo Завсегдатай

    www.vedomosti.ru и прочие интернет-агенства на протяжении пары дней сообщают, как антимонопольная служба сильно досаждает российским нефтяникам. Настолько, что не выдержал даже глава «Лукойла» Вагит Алекперов: в конце концов активность ФАС приведет к введению регулируемых цен на бензин, пророчит он. В прошлом году ФАС оштрафовала четыре крупнейшие нефтяные компании на 6 млрд руб., но пока они отбиваются в судах и ни копейки не заплатили.

    Далее, как правило в сообщениях следует резонный вопрос: почему в США цены на бензин падают вместе с нефтяными котировками, а в нашей стране топливо дешевеет в разы медленнее.

    Самое простое объяснение — монополисты обнаглели. В России львиную долю рынка контролируют пять вертикально-интегрированных компаний, на независимых заводах перерабатывается лишь 15% нефти. Но в США ситуация похожая: всем заправляют пять нефтяных корпораций. Может, они умеют приструнить своих монополистов, а мы нет?

    В США за рынком топлива следит Federal Trade Commission (FTC), которая действует ровно так же, как наша ФАС: следит, чтобы не было ценовых сговоров и цены не завышались из-за доминирующего положения на рынке. За 35 лет FTC провела около 190 расследований в отношении нефтяников — примерно по пять-шесть в год. Нарушения караются очень жестко: штрафы начинаются от $1 млн, средний штраф по одному делу — $300-400 млн. А фиксация цен и раздел рынков вообще подвергаются уголовному преследованию. Результат: бензин на заправках продается почти по оптовым ценам.

    И воют, буквально, наши нефтяные боссы на луну о том, как их бедных обижают. Только в 2008 г. ФАС расследовала 150 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе. Штрафы суровы: от 1% до 15% выручки компании за год, цена одного дела измеряется суммами в $200-400 млн. Но при этом, как ни странно, бензин все равно не дешевеет.

    Принципиальная разница в регулировании топливного рынка в России и США лежит не в антимонопольной сфере, а в налоговой, объясняют экономисты. В США доля налогов в цене бензина едва доходит до 20%, а у нас — превышает 60%. Экспортная пошлина на нефть у нас не просто привязана к мировой цене, но и устроена так, что чем выше заработок нефтяных магнатов, тем больше забирает государство. А им хотелось бы, естественно, с точностью до наоборот.

    К мировой цене на нефть привязан и налог на ее добычу (НДПИ). Причем, облагается все сырье, а не только то, которое идет на экспорт.

    Но ведь в конце 2008 г. правительство втрое снизило экспортные пошлины на нефть, отменило НДПИ с новых месторождений, не говоря уже об эффекте девальвации рубля, который дает нефтяникам большие преимущества. Но они в ответ подняли цены на бензин на 30-60%, «бросив вызов правительству», возмущается глава ФАС Игорь Артемьев. И правильно возмущается.

    В статьях пишут, что цинизм нефтяников здесь ни при чем. Просто внутренние цены определяются по принципу экспортной альтернативы. Поэтому если снизить экспортные пошлины, то цена на внутреннем рынке вырастет, ведь выросла и привлекательность продажи на экспорт. Эффект девальвации тоже повышает рублевую привлекательность продажи за рубеж и способствует повышению внутренних цен. Иными словами, цены повышаются не вопреки перечисленным Артемьевым факторам, а благодаря им. Извините, а что это, ежели не цинизм и желание любыми средствами набить свои карманы, пока нефтяная река не пересохла?

    Видите ли, экспортная пошлина съедает у нефтяников большую часть роста мировой цены. Зато нефтедоллары позволили перераспределять их через бюджет в другие секторы экономики и создать стабфонд. Глупость полная. Особенно, если вспомнить, что нефть и газ никак не являются их собственностью, а принадлежат, по сути, государству.

    К тому же цены на бензин в нашей стране никогда не были полностью свободными. Речь не только о влиянии криминального сектора и низкой конкуренции. Скорее всего между нефтяниками и правительством существовали неформальные договоренности, в прошлые годы сдерживавшие топливные цены. Кризис мог нарушить этот договор. Громкие антимонопольные дела тому доказательство. А что вы обо всем этом думаете?
     

Similar Threads
  1. leshik
    Ответов:
    29
    Просмотров:
    7.130
  2. thunderhead
    Ответов:
    8
    Просмотров:
    1.526
  3. Nikolay 13
    Ответов:
    6
    Просмотров:
    1.061
  4. RUKOVOD
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    507
Загрузка...
Загрузка...